Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский.
Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.
Со многими видами рукодельного творчества наши воспитанники знакомятся на кружке «Рукоделие», в том числе и с вышивкой. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки детей. В случае с вышивкой это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). У воспитанников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бисер, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данный кружок может предлагаться как один из вариантов подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. В процессе занятий по вышивке они закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток.
Вышивание, шитьё, бисероплетение, работа с природным и не традиционными материалами требует кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.
В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку, т.к. они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вышивание, бисероплетение у детей воспитываются нравственно - волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.
Работа на кружке способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники, когда своими руками вышьют носовой платок, салфетку, украсят узором подушечку, сплетут браслет, цветы, удивляются и восхищаются, рассматривая образцы их наставника – педагога дополнительного образования Угриновской Любовь Григорьевны. Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что кружки по рукоделию дает большие возможности для расширения политехнического кругозора воспитанников. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, условиях возникновения стеклоделия, отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На занятиях по рукоделию значительно расширяются и углубляются знания о народных традициях и носителях этих традиций - умельцах. Кроме того, работы детей носят практический характер, поскольку используются в оформлении интерьера своей комнаты.
Основные виды рукоделия, которые используются на кружке:
- вышивка и работа с тканью и нитками;
- декупаж;
- работа с бисером, стеклярусом и пайетками;
- вязание;
- изготовление традиционных обереговых кукол.
Руководитель кружка «Рукоделия» Любовь Григорьевна – настоящая мастерица и старается привить любовь к творчеству своим подопечным.